ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении районного массового кругового якутского традиционного национального танца Осуохай дружбы («Хоровод дружбы») в рамках проведения Дня России и национального праздника Ысыах-2019, посвященном Году консолидации в Республике Саха (Якутия)
1.Общие положения
1.1. Организатором конкурса является МКУ «Управление культуры и искусства Нерюнгринского района» и Общественная организация «Саха Аймах» (Якутское землячество) г. Нерюнгри. 2.Цели и задачи конкурса 2.1.Целью данного конкурса является всеобщее единение людей разных национальностей, обеспечение позитивной атмосферы, вступающих в межкультурный диалог, и сохранения национальных традиций и обычаев народа саха. 2.2.Задачи: -получить через совместную деятельность положительный опыт в умении сотрудничать с представителями разных культур, вероисповеданий; -научить находить точки соприкосновения, которые нас объединяют. 3.Участники конкурса 3.1.К участию в конкурсе допускаются жители Нерюнгринского района вне зависимости от возраста. 3.2. Предпочтительно участие в национальных костюмах народов и национальностей, населяющих Нерюнгринский район (или атрибутах, элементов). 3.2. Для более массового участия принимаются заявки от предприятий (организаций, учреждений), которые учитываются при оценке конкурса «Тусюлгэ (не менее 20 человек), в срок до 05 июня 2019 г. электронной почтой: iseah2019@mail.ru с пометкой «Осуохай»; тел. 8-914-282-87-44 (ватсап) - Ефремова Наталья Анисимовна. 4.Сроки и порядок проведения конкурса Дата проведения: 12 июня 2019 года. Место проведения: «Обрядовый комплекс» г. Нерюнгри. Продолжительность мероприятия – 20 минут.
Накануне с 08 по 11 июня т.г. будут проведены обучающие мероприятия для соблюдения правил основных элементов и движений в хороводном танце осуохай :
ОПИСАНИЕ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ И ДВИЖЕНИЙ В ХОРОВОДНОМ ТАНЦЕ ОСУОХАЙ
Танец состоит из трех частей.
Первую часть составляет зачин — са5алааhын. Запевала протяжным пением приглашает присутствующих на танец. Эта часть строится на поклонах. Серия многократно исполненных поклонов передает душевное состояние танцующих. Можно предположить, что древние якуты назвали танец юнгкюю — словом, которое образовалось от глагола юнгк (угг) 'кланяюсь, молюсь'.
Глубокий благодарственный поклон отражают суть подлинных намерений человека-айыы, его миролюбие, почтение, мольбу, уважение, благодарность
Вторая часть — танец шагом (хаамыы, юнгкюю), древней форме он означал айан, т.е. «путь» или «пеший путь». «Путь» — самая продолжительная часть осуохая. По сведениям многих исследователей, древние якуты представляли жизнь как трудный путь, который надо достойно преодолеть.
Во второй части исполняются ритмичные, пружинистые шаги, сопровождаемые энергичными движениями корпуса, рук и головы и пением в быстром ритме (дэгэрэнг ырыа). Особо подвижны коленные суставы и верх корпуса танцующих. Продвижение по ходу солнца продолжается, темп убыстряется, наблюдается определенный приподнятый настрой.
Третья часть осуохая — котюю, что означает «полет» — это кульминация танца. Продолжительность этой части намного короче предыдущих, но она ярче и насыщеннее эмоционально, концентрирует в себе главную мысль всего обряда ысыах, суть которой в вознесении к божествам-айыы. Основные движения — упругие прыжки с ноги на ногу при убыстряющемся продвижении влево. Прыжки исполняются легко, слаженно.
В сознании якута вознесение, полет означает, что человек племени айыы следует за солнцем, стремится к божествам-айыы.
М.Я. Жорницкая, исследовавшая якутские народные танцы с хореографической точки зрения, выделила пять разновидностей ныне существующих танцев по виду основного движения: якутский, вилюйский, амгинский, усть-алданский (наихинский), олекминский. Все они состоят из трех частей: зачина, основной части (танца шагом) и танца прыжком.
Для кругового танца осуохая главной фигурой является запевала, без которого нет хоровода. Знаменитые запевалы прошлого были особо одаренными людьми, владеющими магией слова и продолжателями дела белых шаманов, служивших для связи жизни земной с космической. Они пользовались большой популярностью и любовью народа. И современные запевалы в той или иной степени тоже владеют магической силой слова, могут быть прекрасными алгысчитами. Запевала – это поэт-импровизатор, неутомимый танцор, тойуксут и певец, наделенный сильным якутским народным голосом.
Содержание текста песен, под которую исполняют танец осоухай. Песни, под которые исполняют осуохай, имеют различные содержание и тематику. В них отражены темы воспевания родного края, природы, труд, любовь. Песни танца, распространившись повсюду, откликаясь на те или иные события времени, приобретают агитационный и пропагандистский характер. Вот, что мне рассказала моя бабушка: « В Вилюйских улусах танцевали осуохай все – и стар, и млад, и бедные, и богатые. Особенно активно он развивалсяв 30-е гг. ХХ в.: процессы строительства новой жизни, «светлого будущего» окрыляли людей, вдохновляли, и они стремились каждый в меру своих сил выразить это в танце осуохай. Именно в эти годы талантливые запевалы по первым весенним проталинам, как только начинал таять снег, и по первой летней зеленой траве заводили осуохай, воспевая победы новой жизни. Действительно, там, где не было ни радио, ни других средств массовой информации, пение, сопровождавшее осуохай, выражали насущные, злободневные потребности, радости и нужды. В тюсюлгэ танцующие должны точно повторять слова и мотив запевалы. В Вилюйских районах пение запевалы вначале подхватывают те, кто в тюсюлгэ находится рядом с ним. Это может быть объяснено тем, что в вилюйских тюсюлгэ, в том числе сунтарских, из-за большого размера, ширины тюсюлгэ запевалу могло быть плохо слышно остальным танцующим осуокай. В связи с этим можно вспомнить тот факт, что в Сунтаре в одном тюсюлгэ (круг осуохая) бывали три-четыре запевалы».