В таможенных органах существуют два порядка рассмотрения обращений граждан и юридических лиц в зависимости от предмета: жалобы в сфере таможенного дела рассматриваются в соответствии с требованиями Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и иные обращения, которые рассматриваются в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Обжалование действий (бездействия), решений должностных лиц таможенного органа регулируются главой 51 Федерального закона от 03.08.2018 № 289 «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон).
Так, в соответствии с Федеральным законом жалоба подается в вышестоящий таможенный орган через таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого обжалуются. Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного поста подается в таможню.
Жалоба может быть подана в письменном либо в электронном виде в течение трех месяцев со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав, либо со дня истечения срока для принятия таможенным органом решения или совершения действия.
При этом подача жалобы в электронном виде и требования к ее оформлению применяется с 1 января 2022 года.
В случае пропуска срока для обжалования действия (бездействия) он может быть восстановлен по ходатайству заявителя, если таможенный орган признает причину такого пропуска уважительной.
Срок рассмотрения жалобы составляет 1 месяц со дня ее поступления в вышестоящий таможенный орган. Федеральным законом допускается продление срока, но не более чем на 1 месяц.