Борьба с коррупцией является одним из приоритетных направлений деятельности Следственного комитета Российской Федерации.
Коррупция - это система коррупционных связей, основанная на взаимной протекции, обмене услугами и подкупе. Она подрывает правовые устои Российской Федерации и дискредитирует ее государственный аппарат. Впервые понятие коррупции законодательно закреплено в Российской Федерации Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273 «О противодействии коррупции».
Рассмотрим самый распространённый вид коррупционного преступления, расследуемый органами следствия Следственного комитета Российской Федерации - взяточничество.
Уголовный кодекс Российской Федерации разграничивает взяточничество на получение взятки (ст. 290 УК РФ) и дачу взятки (ст. 291 УК РФ).
Взяточничество преступление особого рода, и оно не может быть совершено одним лицом, а требует взаимодействия по крайней мере двоих – того, кто получает взятку (взяткополучатель) и того, кто ее дает (взяткодатель). Но к совершению взяточничества нередко привлекаются и посредники, которые способствуют совершению преступления (ведут переговоры, передают взятку). Их действия подпадают под ст.291.1 УК РФ.
Получение взятки заключается в приобретении должностным лицом имущества или выгод имущественного характера за законные или незаконные действия (бездействия) в пользу дающего.
Дача взятки – начальный этап коррупции. Она как бы провоцирует должностное лицо, создает для него нездоровый соблазн постоянного обогащения незаконными средствами, связанного с исполнением служебных обязанностей.
Что делать, если у Вас вымогают взятку?
В случае если у Вас вымогают взятку, необходимо:
1) вести себя крайне осторожно, вежливо, не допуская опрометчивых высказываний, которые могли бы вымогателем трактоваться либо как готовность, либо как категорический отказ дать взятку или совершить подкуп;
2) внимательно выслушать и точно запомнить поставленные Вам условия (размеры сумм, наименование товаров и характер услуг, сроки и способы передачи взятки, форма коммерческого подкупа, последовательность решения вопросов);
3) запомнить внешность вымогателя, его фамилию, имя, отчество, должность;
4) постараться перенести вопрос о времени и месте передачи взятки до следующей беседы или, если это невозможно, предложить хорошо знакомое Вам место для следующей встречи;
5) поинтересоваться у собеседника о гарантиях решения вопроса в случае дачи взятки или совершения подкупа;
6) не берите инициативу в разговоре на себя, позволяйте потенциальному взяткополучателю «выговориться», сообщить Вам как можно больше информации;
7) незамедлительно сообщить о факте вымогательства взятки в правоохранительные органы.
2021 году следователями следственного отдела по г. Нерюнгри следственного управления СК России по Республике Саха (Якутия) расследовано одно уголовно дело о даче взятки сотруднику ГИБДД ОМВД России по Нерюнгринскому району гражданином среднеазиатской стран (аналогичном периоде прошлого года таковых не имелось).
Всего в текущем году следователями расследовано уголовных дел коррупционной направленности 2 (АППГ-2).
В качестве примера успешного расследования уголовного дела можно привести уголовное дело в отношении генерального директора муниципального казенного учреждения, которая используя свои должностные полномочия присвоила бюджетные денежные средства в сумме более 90 тыс. рублей.
Другое уголовное дело в отношении муниципального служащего одного из муниципальных образований района по факту покушения обманным путем на хищение имущества муниципального образования.
По указанным уголовным делам судами вынесены обвинительные приговоры.
Как и куда сообщить о фактах коррупции?
О фактах коррупции можно сообщить в следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) посредством почты, через интернет-приемную, по телефону доверия: 8(4112) 40-31-74. В г. Нерюнгри по телефонам: 8 (4 1147) 4-95-11, 4-91- 95, 4 -92-76 или по адресу: г. Нерюнгри, ул. Южно-Якутская, д.10 (Следственный отдел по г. Нерюнгри следственного управления СК России по Республике Саха (Якутия).
Порядок рассмотрения обращений граждан
Деятельность следственного управления Следственного комитета РФ по Республике Саха (Якутия) в этом направлении регламентируется:
1.Конституцией Российской Федерации;
2. Положением о следственном комитете Российской Федерации;
3. Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации";
4. Приказами и указаниями Председателя Следственного комитета Российской Федерации и руководителя следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Саха (Якутия).
В органах следственного управления по Республике Саха (Якутия) в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушениях уголовно-процессуального законодательства на территории республики, поступившие от граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также должностных и других лиц.
Письменное обращение должно содержать фамилию, имя, отчество, адрес, наименование органа или должностного лица, которым оно направлено, изложение существа вопроса, указание на нарушенный, по мнению заявителя, закон, дату
и личную подпись.
На обращение, не содержащее сведений о лице, направившем его, а также на обращение с неразличимым текстом ответы не даются. Обращения, в которых отсутствуют сведения, достаточные для их разрешения (об органе, принявшем обжалуемое решение, о времени его принятия и т.д.), возвращаются заявителям с предложением восполнить недостающие данные, а также с разъяснением, куда для этого следует обратиться.
Не подлежат разрешению запросы и обращения, содержание которых свидетельствует о прямом вмешательстве авторов в деятельность органов Следственного комитета РФ по расследованию уголовных дел. Об этом автору обращения направляется мотивированное сообщение. Обращение, в котором содержатся нецензурные или оскорбительные выражения, может быть оставлено без ответа по существу, с уведомлением заявителя о недопустимости злоупотребления предоставленным ему законом правом обращения с жалобой.
На обращения, содержащие угрозы жизни, причинения вреда здоровью или имуществу должностного лица или членов его семьи, ответ по существу также не дается. Они передаются в органы внутренних дел по месту жительства заявителя для принятия соответствующих мер реагирования.
Без разрешения может быть оставлено обращение, которое по содержанию лишено смысла или в материалах проверки имеется решение суда о признании заявителя недееспособным в связи с наличием у него психического заболевания.
Прекращение переписки с заявителем возможно, если: повторное обращение не содержит новых доводов и данных о нарушении закона, а изложенное ранее полно и объективно неоднократно проверялось и ответы даны в установленном порядке правомочным должностным лицом следственного органа Следственного комитета.
По окончании проверки заявителю по его просьбе предоставляется возможность ознакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.
Письменное решение о предоставлении заявителю возможности для ознакомления с материалами и отдельными документами принимают должностные лица, правомочные принимать решения по существу обращения.
Обращения граждан, должностных и других лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации.
В зданиях, занимаемых следственными органами, установлены ящики "Для обращений и заявлений", которые размещаются в доступных для заявителей местах. Корреспонденция из них извлекается ежедневно специально назначенными работниками, а затем передается на регистрацию и рассмотрение.
Следственный отдел по г. Нерюнгри