Цвет:
Размер шрифта: a a a
Интервал:
Изображения: Выкл
Выбор шрифта: Arial Times New Roman
Обычная версия

Правоприменительная практика за 4 квартал 2020 года

18.01.2021

ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА

Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) в области охраны окружающей среды за 4 квартал 2020 года

Сведения о типовых и массовых нарушениях обязательных требований с возможными мероприятиями по их устранению

О региональном государственном экологическом надзоре

В соответствии с ч.7 ст.65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» региональный государственный экологический надзор при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объектов, подлежащих государственному экологическому надзору, за исключением объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и включенных в утверждаемый уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень.

Перечень объектов, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, определяется на основании установленных Правительством Российской Федерации критериев, которые утверждены постановлениями Правительства Российской Федерации от 22.11.2017 № 1410 и от 28 августа 2015 г. N 903.

Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) (далее Минэкологии РС (Я)) осуществляет государственный экологический надзор в соответствии с Положением о министерстве экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия), утвержденным Указом Главы РС(Я) от 03.10.2018 N 39, который включает в себя следующие основные функции:

1.    Осуществление регионального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному надзору;

2.    Организация и осуществление государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;

3.    Осуществление государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;

4.    Осуществление государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий республиканского значения.

5.    Осуществление федерального государственного надзора в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории Республики Саха (Якутия), за исключением объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, расположенных в Республике Саха (Якутия;

Минэкологии РС (Я) в установленной сфере деятельности проводятся проверки (плановые/внеплановые, документарные/выездные, рейдовые), мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и производство по делам об административных правонарушениях.

Региональный государственный экологический надзор

Плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

         Приказом Минэкологии РС (Я) от 31.10.2019 № 01-05/1-783 утвержден План проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2020 год, согласно которому в 2020 году запланировано проведение плановых проверок в отношении 94 юридических лиц.

         Приказом Минэкологии РС (Я) от 31.10.2019 № 01-05/1-782 утвержден План проведения плановых проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления на 2020 год, согласно которому в 2020 году запланировано проведение плановых проверок в отношении 25 органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия).

В таблице № 1.1. представлены данные исполнения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, органов местного самоуправления за 2017, 2018, 2019 годы и 2020 г.

Таблица № 1.1

Показатели плана исполнения плановых проверок по годам


2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

План

Факт

%

План

Факт

%

План

Факт

%

План

Факт

%

324

313

97

76

76

100

31

24

77,4

52

33

63,4


              По плану на 2020 г. запланировано проведение плановых проверок – 52 ед., фактически проверено - 33, исключены из плана 19 проверок, в связи выходом Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

           За отчетный период в отношении одного юридического лица плановые проверки проведены по районам республики в установленные сроки: ООО "Монолит" (2 районах РС (Я) – 2 объекта);

           В ходе проведённых плановых проверок выявлено 18 нарушений природоохранного законодательства, в том числе:

-          в области охраны и использования водных объектов - 1;

-          в области обращения с отходами производства и потребления - 13;

-          в области платы за негативное воздействие на окружающую среду - 4;

-          в области охраны атмосферного воздуха - 0;

           Выдано 7 предписаний об устранении нарушений природоохранного законодательства, из них по состоянию на 01 января 2021 г. выполнено 2 предписаний (28,5%). Составлено 17 протоколов об административном правонарушении и предъявлено 9 административных штрафа на сумму 138,0 тыс.рублей, взыскано 7 штрафа (77,7%) на сумму 119,0 тыс.руб., выдано 8 предупреждение.

             

Информация по административным штрафам представлена в таблице № 1.2.

Таблица № 1.2


ЮЛ/сумма, тыс.руб.

ДЛ/сумма, тыс.руб.

ИП /сумма, тыс.руб.

Всего

Предъявлено

3/100,0

6/38,0

0/0

9/138,0

Взыскано

3/100,0

4/19,0

0/0

7/119,0

Процент взыскания, %

100%

66,6%

0

77,7%


Доля проверок, по которым выявлены нарушения, от всего количества фактически проведенных плановых проверок составила за 2020 г. – 38,7%.

Доля привлеченных ЮЛ и ИП к административной ответственности от количества проверок (ЮЛ и ИП), по которым выявлены нарушения: за 2020 года – 94,4 %.

Типовые и массовые нарушения, выявленные при осуществлении регионального государственного экологического надзора

за 4 квартал 2020 года


№ п/п

Статья КоАП РФ

Кол-во

1

ст. 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами

8

2

ст. 8.41. Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду

3

3

ст. 7.6. Самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий

1

4

ст. 8.5 - Сокрытие или искажение экологической информации

3

5

ст.8.46 Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений

1

6

ст.19.7 Непредставление сведений (информации)

1


Внеплановые проверки юридических и физических лиц, администрирование расследование, участие в прокурорских проверках

За 12 месяцев 2020 г. проведено 534 внеплановых проверок в отношении юридических и физических лиц, в том числе:

39 внеплановых проверок проведены в части выполнения ранее выданных предписаний при контрольно-надзорных мероприятиях;

40 проверок по требованию органов прокуратуры республики;

21 проверки по заявлением (обращениям) о возникновении угрозы причинения вреда окружающей среде;

3 по заявлением (обращениям) о причинении вреда окружающей среде;

431 проверок по иным основаниям.

А также, государственными инспекторами принято 101 участий в прокурорских проверках, проведено 48 административных расследований. Всего – 683.

В ходе проведения внеплановых проверок, расследований проверено 355 юридических лиц, 63 индивидуальных предпринимателя, 164 физических лиц, в ходе которых выявлено 394 нарушений природоохранного законодательства, в том числе:

-      в области охраны и использования водных объектов - 15;

-      в области охраны атмосферного воздуха – 0;

-      в области обращения с отходами производства и потребления – 219;

-      в области охраны земель – 8;

-      в области платы за негативное воздействие на окружающую среду - 12;

-      в области животного мира - 140;

Выдано 242 предписаний об устранении нарушений природоохранного законодательства, из них по состоянию на 01 января 2021 г. выполнено 126 предписаний (52,0%). Составлено 204 протоколов об административном правонарушении. Предъявлено 232 административных штрафа на сумму 3842 тыс.рублей, взыскано на 01 января 2021 г. 136 штрафов (58,6%) на сумму 2647,0 тыс.руб., выдано 82 предупреждений.

Предъявлено за 12 месяцев 2020 г. 4 иска на 2778,8 тыс.рублей, взыскано на 01 января 2021 г. 2 иск (50,0%) на сумму 577,6 тыс.руб.

Передано по подведомственности 65 административных дел.

Информация по административным штрафам, предъявленным при внеплановых проверках, представлена в таблице №2.1.

Таблица №2.1.


ЮЛ/сумма, тыс.руб.

ДЛ/сумма, тыс.руб.

ИП /сумма, тыс.руб.

ФЛ/ сумма, тыс.руб.

Всего

Предъявлено

37/3056

59/514,5

10/202

126/70

232/3842

Взыскано

34/2249

26/263

4/93

72/43

136/2647

Процент взыскания

91,8%

44,06%

40%

57,1%

58,6%


По статье 19.5 КоАП РФ составлено 2 протокола. Судами рассмотрено 2 дел, по итогам которых вынесено 2 штрафа на сумму 20,0 тыс.руб., взыскание штрафов находятся в производстве.

       Доля проверок, по которым выявлены нарушения, от всего количества фактически проведенных внеплановых проверок составила за 12 месяцев 2020 г. – 71,5 %.

       Доля проверок, по которым привлечены к административной ответственности от количества проверок, по которым выявлены нарушения, за 12 месяцев 2020 г. – 58,9 %.

Типовые и массовые нарушения, выявленные при осуществлении регионального государственного экологического надзора

за 4 квартал 2020 года


№ п/п

Статья КоАП РФ

Кол-во

1

ч. 1 ст. 19.5 - Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства

2

2

ст. 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами

49

3

ст. 8.6. Порча земель

7

4

ст. 8.1 - Несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов

9

5

ст.8.13. Нарушение правил охраны водных объектов

4

6

ст. 8.37. Нарушение правил охоты, правил, регламентирующих рыболовство и другие виды пользования объектами животного мира

120

7

ст. 7.6. Самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий

6

8

ст. 8.41. Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду

1

9

ст. 8.5 Сокрытие или искажение экологической информации

3

10

ст. 8.14 Нарушение правил водопользования

3

11

ст. 7.11 Пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами без разрешения

1


Рейдовые проверки в области обращения с отходами, охраны атмосферного воздуха, охраны и использования водных объектов

       Рейды в области обращения с отходами, охраны атмосферного воздуха, охраны и использования водных объектов проведено 1113 (совместно с другими проведено 117 рейдов).

В ходе проведенных рейдов проверено 444 юридических лица, 24 индивидуальных предпринимателя, 267 физических лиц.

В ходе 1113 рейдов выявлено 510 (45,8%) нарушений природоохранного законодательства, в том числе (рис.6.3.1.):

-      в области охраны и использования водных объектов - 107;

-      в области охраны атмосферного воздуха – 5;

-      в области обращения с отходами производства и потребления 348;

-      в области охраны земель - 27;

-   по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (СOVID-19) - 23;

По итогам рейдовых мероприятий выдано 123 предписаний об устранении нарушений природоохранного законодательства, из них по состоянию на 01.01.2021 выполнено 105 (85,3%) предписаний. Составлено всего 302 протоколов об административном правонарушении и предъявлено 290 административных штрафа на сумму 8305,0 тыс.рублей, из них взыскано 229 штрафа (78,9%) на сумму 6995,7 тыс. рублей, выдано 31 предупреждений.

Предъявлен за отчетный период 6 иска на 902,10, из них взыскано 3 иск на 8887,8 тыс. руб.

Передано по подведомственности 132 административных дел.

Информация по административным штрафам представлена в таблице №3.1.

Таблица №3.1.


ЮЛ/сумма, тыс.руб.

ДЛ/сумма, тыс.руб.

ИП /сумма, тыс.руб.

ФЛ/ сумма, тыс.руб.

Всего

Предъявлено

57/6250,0

76/1357,1

21/515,0

136/182,9

290/8305,0

Взыскано

48/5325,0

52/928,1

13/390,0

116/352,6

229/6995,7

Процент взыскания

84,2%

68,4%

61,9%

85,2%

78,9%


         Доля рейдов, по которым выявлены нарушения, от всего количества фактически проведенных рейдов составила– 41,6%.

       Доля рейдов, по которым привлечены к административной ответственности от количества рейдов, по которым выявлены нарушения – 49,1%.

Типовые и массовые нарушения, выявленные при осуществлении регионального государственного экологического надзора

за 4 квартал 2020 года по результатам рейдовых проверок в области обращения с отходами, охраны атмосферного воздуха, охраны и использования водных объектов.


Статья КоАП РФ

Кол-во

1

ст. 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами

156

2

ст. 8.6. Порча земель

20

3

ст. 8.1 Несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов

8

4

ст.8.13. Нарушение правил охраны водных объектов

49

5

ст. 7.6. Самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий

21

6

ст. 20.6.1. Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения

26

7

ст. 8.5 - Сокрытие или искажение экологической информации

14

8

ст. 8.14 Нарушение правил водопользования

5

9

ст. 8.31  Нарушение правил санитарной безопасности в лесах

1

10

ст. 8.12 Нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах

1

11

ст. 8.21 Нарушение правил охраны атмосферного воздуха

1


Региональный государственный надзор

в области использования и охраны водных объектов

В соответствии с пунктом 5 Положения о государственной надзоре в области использования и охраны водных объектов, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 № 476, орган государственного надзора и уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации взаимодействуют при осуществлении своей деятельности по государственному надзору в области использования и охраны водных объектов.

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 04.11.2006 № 640 «О критериях отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов и региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов», утверждёны Критерии отнесения объектов к объектам, подлежащим региональному государственному надзору за использованием и охраной водных объектов, является использование водных объектов, полностью расположенных в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации и не относящихся к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору за использованием и охраной водных объектов.

К числу типовых и массовых нарушений обязательных требований природоохранного законодательства, выявляемых Минэкологией РС (Я) при осуществлении регионального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, можно отнести нарушение требований к охране водных объектов, которые могут повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, ответственность за которые предусмотрена ч.4 ст.8.13 КоАП РФ.

При доказанности факта нарушения требований к охране водного объекта производится исчисление размера вреда, причинённого водному объекту вследствие нарушения водного законодательства.

За отчетный период государственными инспекторами территориальных подразделений Министерства в области охраны и использования водных объектов всего проведено 438 (2019 г. - 559) контрольно-надзорных мероприятий, по итогам которых выявлено 123 нарушений природоохранного законодательства, из них своевременно устранено 74 (60,1%), выдано 41 предписаний об устранении нарушений, из них выполнено 34 (82,9%) предписаний. Предъявлено 109 административных штрафов на сумму 6424,0 тыс. руб., из них взыскано 86 (78,8%) штрафов на сумму 5304,0 тыс. руб.

В ходе проведённых 33 (за 2019 г. - 86) плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в области водного законодательства выявлено 1 нарушение, которая по состоянию на 01.01.2021 на стадии устранения.

-составлен 1 протокол и предъявлен 1 административный штраф на сумму 10,0 тыс.руб., штраф не взыскан.

В ходе 12 (за 2019 г. - 46) внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:

-        выявлено 15 нарушений водного законодательства, из них по состоянию на 01.01.2021 устранено 6 (40,0%), остальные находятся на стадии устранения;

-        выдано 8 предписаний, из них по состоянию на 01.01.2021 устранено 3 (37,5%), остальные находятся на стадии исполнения;

-        составлено 15 протоколов и предъявлено административных штрафов 20 на сумму 1026,0 тыс.руб., взыскано 16 (80,0%) на сумму 806,0 тыс. руб.

В ходе проведённых 393 (за 2019 г. - 427) рейдовых мероприятий в области охраны и использования водных объектов:

-        выявлено 107 нарушений (из них 30 в отношении физических лиц), по состоянию на 01.01.2021 устранено из них 68 (11), т.е. 63,5%;

-        выдано 33 предписаний об устранении нарушений, из них по состоянию на 01.01.2021 выполнено 31, т.е. 93,9%;

-        составлено 84 протоколов об административных правонарушений, в том числе в отношении юридических лиц –34, должностных – 21, ИП – 4 и физических лиц – 25;

-        предъявлено 88 административных штрафов на сумму 5388,0 тыс. руб.

-        взыскано 70 (79,5 %) на сумму 4498,0 тыс. руб.

Типовые и массовые нарушения, выявленные при осуществлении регионального государственного экологического надзора в области использования и охраны водных объектов за 4 квартал 2020 года

№ п/п

Статья КоАП РФ

Кол-во

1

ст.8.13. Нарушение правил охраны водных объектов

53

2

ст. 7.6. Самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий

28

3

ст. 8.14 Нарушение правил водопользования

8

4

ст. 8.5 - Сокрытие или искажение экологической информации

9

5

ст. 8.1 Несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов

1

6

ст. 8.12 Нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах

1

Региональный государственный надзор

в области обращения с отходами на объектах хозяйственной

и (или) иной деятельности.

         Осуществление регионального государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору

Государственный надзор в области обращения с отходами осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» посредством проведения плановых и внеплановых проверок, проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

Предметом проверки соблюдения требований законодательства в области обращения с отходами являются обязательные для исполнения положения Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также нормы иных законодательных и подзаконных актов, регулирующих сферу деятельности в области обращения с отходами.

В настоящее время нарушения в области обращения с отходами попадают под действие ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей наложение административного штрафа на юридических лиц вплоть до двухсот пятидесяти тысяч рублей и даже административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Среди типовых нарушений в области обращения с отходами можно выделить:

- несанкционированное размещение отходов;

- отсутствие журнала учета образования и движения отходов;

- отсутствие соответствующего обучения у лиц, допущенных к обращению с отходами.

  За 2020 год территориальными подразделениями министерства в области обращения с отходами производства и потребления проведено 675 контрольно-надзорных мероприятий, в т.ч. плановых проверок – 33, внеплановых – 79, рейдовых- 563.

- в ходе плановых проверок– 33 (за 2019 г. - 86):

- выявлено 13 нарушений норм, правил и требований природоохранного законодательства, из которых своевременно устранено нарушений - 2 (15,3%), остальные находятся в стадии исполнения;

- выдано 5 предписаний, из которых своевременно выполнено 2 (40,0%), остальные находятся в стадии исполнения по срокам;

- составлено 11 протоколов об административном правонарушениях, вынесено 5 постановлений о привлечении к административной ответственности юридических, должностных и физических лиц на 45,0 тыс. рублей, взыскано штрафов 4 (80,0%) на 36,0 тыс.руб.

- в ходе 79 (за 2019 г. - 229) внеплановых проверок :

- выявлено 219 нарушений норм, правил и требований природоохранного законодательства, устранено нарушений - 61 (27,8%)

- выдано 232 предписаний, из которых своевременно выполнено 121 (52,1%), остальные находятся в стадии исполнения по срокам.

-составлено 58 протоколов об административном правонарушениях, вынесено 65 постановлений о привлечении к административной ответственности юридических, должностных и физических лиц на 2478,0 тыс. рублей, взыскано штрафов 35 (53,8%) на 1497,0

- в ходе проведения 563 (за 2019 г. - 641) рейдовых мероприятий в области обращения с отходами производства и потребления:

- выявлено 348 нарушений норм, правил и требований природоохранного законодательства, из них устранено 171 (49,1%)

- выдано 79 предписаний, из которых своевременно выполнено 65 (82,2%) остальные находятся в стадии исполнения по срокам.          

-составлено 168 протоколов об административном правонарушениях, вынесено 176 постановлений о привлечении к административной ответственности юридических, должностных и физических лиц на 2481,8 тыс. руб., взыскано штрафов 135 (76,7%) на 1908,0 тыс. руб.

Типовые и массовые нарушения, выявленные при осуществлении регионального государственного экологического надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности за 4 квартал 2020 года

№ п/п

Статья КоАП РФ

Кол-во

1

ст. 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами

213

2

ст. 8.1 - Несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов

15

3

ст. 8.5 - Сокрытие или искажение экологической информации

8

Региональный государственный надзор

в области охраны атмосферного воздуха

Организация и осуществление регионального государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору осуществляется в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

Под государственным надзором в области охраны атмосферного воздуха понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.

Региональный государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха реализуется посредством:

- организации и проведения проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;;

- принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений;

- систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

За 2020 года территориальными подразделениями Министерства в области охраны атмосферного воздуха проведено 44 (2019 г. - 108) контрольно-надзорных мероприятий, в т.ч. плановых проверок – 33, внеплановых – 2, рейдовых – 9.

В ходе 33 (за 2019 г. – 86) плановых проверок:

- нарушений норм, правил и требований природоохранного законодательства в области охраны атмосферного воздуха не выявлено;

В ходе 2 (за 2019 г. - 14) внеплановых проверок:

нарушений норм, правил и требований природоохранного законодательства в области охраны атмосферного воздуха не выявлено;

        В ходе проведения 9 (за 2019 г. - 8) рейдовых мероприятий в области охраны атмосферного воздуха:

        - выявлено 5 нарушений норм, правил и требований природоохранного законодательства,

-устранено нарушений - 4 (80%), остальные находятся на стадии производства;

- составлено 4 протокола об административных правонарушениях.

- вынесено 6 постановлений о привлечении к административной ответственности на сумму 129,0 тыс. рублей, все штрафы взысканы.

Типовые и массовые нарушения, выявленные при осуществлении регионального государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности

за 4 квартал 2020 года

№ п/п

Статья КоАП РФ

Кол-во

1

ст. 8.21. Нарушение правил охраны атмосферного воздуха

1

2

ст. 8.1 Несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов

1

3

ст. 8.5 Сокрытие или искажение экологической информации

2

Основные итоги контрольно-надзорной деятельности

Минэкологии РС (Я) 4 квартала 2020 года

в сравнении с 4 кварталом 2019 г.

         Таким образом, за 12 месяцев 2020 г. 2965 контрольно-надзорных мероприятий (за 2019 г. – 3225), в том числе:

-          33 (за 2019 г.– 86) плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, из них 18 ЮЛ, 14 ИП и 12 ОМСУ.

-        534 (за 2019 г. – 815) внеплановых проверок, административных расследований в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

         - 48 административных расследований;

         - 101 участий в прокурорской проверке;

-        1113 (за 2019 г.– 1182) рейдовых контрольных мероприятий (ГЭН) в области охраны атмосферного воздуха, охраны и использования водных и земельных ресурсов, обращения с отходами производства и потребления;

-        1136 (за 2019 г.– 1142) рейдовых контрольных мероприятий в области охраны животного мира и среды их обитания, охраны ООПТ.

         В ходе проведенных контрольно-надзорных мероприятий:

         - выявлено 2429 (за 2019 г.– 2906) нарушений природоохранного законодательства,

         - выдано 372 (за 2019 г.– 416) предписаний, из них выполнено по состоянию на 01.01.2021 г. 233 предписаний (62,6%),

         - предъявлено 1992 (за 2019 г.– 2438) административных штрафа на сумму 13630,10 (за 2019 г. - 15585,9) тыс. рублей, из них по состоянию на 01.01.2021 г. взыскано 1556 административных штрафа (78,1%) на сумму 10881,8 тыс. рублей,

         - предъявлено 43 (за 2019 г.– 75) исков о возмещении вреда окружающей среде на сумму 7072,2 (за 2019 г. - 10091,1) тыс. рублей, из них взыскано 26 исков (60,4%) на сумму 10431,4 тыс. рублей,

- передано дел по подведомственности 250 (за 2019 г.– 305) дел.

         В таблице №5.1. представлена информация по результатам контрольно-надзорной деятельности территориальных подразделений Минэкологии РС (Я) за 2014 –2020 гг.

Таблица № 5.1.

Результаты контрольно-надзорной деятельности территориальных подразделений Минприроды РС (Я) за 2014-2020 гг.


Показатели

Годы (по состоянию на 01 января)

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Всего проведено контрольно – надзорных мероприятий, в т.ч.:

4595

4600

4605

4475

3864

3225

2965

плановые проверки

1157

830

469

568

123

86

33

внеплановые проверки

1249

1165

1149

1164

1311

815

534

рейды, в т.ч. по направлениям:

2189

2605

2887

2566

2430

2324

2249

охрана атмосферного воздуха, водных, земельных ресурсов, обращения с отходами

1597

1974

1834

1230

1235

1182

1113

в области охраны животного мира, ООПТ

592

631

1053

1336

1195

1142

1136

Выявлено нарушений:

2014

2043

2422

3288

3152

2906

2429

Выдано предписаний

1365

1184

983

780

411

416

372

Выполнено предписаний,

шт /(%)

735

/53,8%

683

/57,7%

573

/58,3%

413

/52,9%

287

/69,8 %

235

/56,4%

233

/62,6%

Предъявлено: кол-во штрафов,шт.

1196

1247

1712

2563

2704

2438

1992

Предъявлено штрафов, тыс.р.

11792,8

14684,9

16710,0

17313,8

13039,1

15585,9

13630,1

Взыскано: кол-во штрафов,шт./%

879

/73,5%

957

/76,7%

1293

/75,5%

2030

/79,2 %

2192

/81,0 %

1831

/75,1%

1556

/78,1%

Взыскано штрафов,тыс.руб./%

7555,0

11808,6

10149,5

10986,2

9113,1

9897,6

10881,8

Предъявлено, кол-во исков, шт.

11

15

33

91

65

75

43

Наложено исков, тыс.руб.

1031,07

978,24

3126,54

38649,9

90998,9

10091,1

7072,2

Взыскано исков, шт/%

9

14

25

72

42

55

26

Взыскано исков на тыс.руб./%

837,63

2390,71

1548,77

4775,78

9252,18

4012,30

10431,4

Передано дел по подведомственности

452

495

294

356

333

305

250


           

         Доля выявленных нарушений от количества проведенных контрольно-надзорных мероприятий за 2020 г. – 86,2 %

Средний штраф за 2020 г. составляет 6,84 тыс.рублей, в 2019 составляет 6,39 тыс. рублей, в 2018 г. составляет 4,82 тыс.рублей, в 2017 г. составляет 8,86 тыс.рублей, 2016 г. составляет – 12,9 тыс.рублей, 2015 год составляет 11,77 тыс.руб., за 2014 года - 9,86 тыс. рублей, а за 2013 год – 7,46 тыс.рублей.

Сравнение результатов деятельности за 2020 год по сравнению с показателями 2019 года представлено в таблице № 5.2.

Таблица №6.5.2.


Показатели

12 месяцев

Сравнение значений 2020 года с 2019 годом

2018

2019

2020

Всего проведено контрольно – надзорных мероприятий, в т.ч.:

3864

3225

2965

91,93

плановые проверки

123

86

33

38,37

внеплановые проверки

1311

815

534

65,52

рейды, в т.ч. по направлениям:

2430

2324

2249

96,77

охрана атмосферного воздуха, водных, земельных ресурсов, обращения с отходами

1235

1182

1113

94,16

в области охраны животного мира, ООПТ

1195

1142

1136

99,47

Выявлено нарушений:

3152

2906

2429

83,58

доля нарушений от количества проведенных КНМ

87,00

92,9

88,1

Выдано предписаний

411

416

372

89,42

Выполнено предписаний, шт

287

235

233

99,14

Процент выполнения предписаний от количества выданных предписаний

69,8 %

56,4%

62,6%

Предъявлено: кол-во штрафов,шт.

2704

2438

1992

81,70

Предъявлено штрафов, тыс.р.

13039,1

15585,9

13630,1

87,45

Средний штраф, тыс.руб.

4,82

6,39

6,84

Взыскано: кол-во штрафов,шт.

2192

1831

1556

84,98

Процент взыскания штрафов от всего количества предъявленных штрафов

81,0 %

75,1%

78,1%

Взыскано штрафов,тыс.руб./%

9113,1

9897,6

10881,8

109,9

Предъявлено, кол-во исков, шт.

65

75

43

57,3

Наложено исков, тыс.руб.

90998,9

10091,1

7072,2

70,08

Взыскано исков, шт

42

55

26

47,27

Взыскано исков на тыс.руб.

9252,18

4012,30

10431,4

259,9

Передано дел по подведомственности

333

305

250

81,96


        

         По результатам деятельности территориальных подразделений за 2020 г. необходимо отметить, что количество контрольно-надзорных мероприятий уменьшилось на 409 проверок, в связи выходом Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», главным образом, за счет уменьшения плановых проверок (на 53 проверок), в том числе за счет уменьшения внеплановых проверок (на 281 проверок).

         В связи ограничительными мерами согласно Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 17 марта 2020 г. № 1055 «О введении режима повышенной готовности на территории Республики Саха (Якутия) и мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (СOVID-19)» уменьшилось проведения рейдовых мероприятий, в частности по охране атмосферного воздуха, водных и земельных ресурсов, обращения с отходами (на 69 проверок), между тем по охране животного мира и ООПТ количество проверок осталось на прежнем уровне.

Уменьшилось количество предъявленных штрафов на 446, сумма штрафа уменьшилось на 1955,8 тыс. рублей по сравнению с 2019 г., между тем средний штраф за 2020 г. составил 6,84 тыс.рублей, в 2019 г. составлял 6,39 тыс.рублей.

Уменьшилось количество предъявленных исков на 32, сумма исков уменьшилось на 3018,9 тыс. рублей по сравнению с 2019 г.

         В целом, необходимо отметить, что показатели контрольно-надзорной деятельности уменьшились за прошедшие годы: в связи выходом Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и ограничительными мерами согласно Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 17 марта 2020 г. № 1055 «О введении режима повышенной готовности на территории Республики Саха (Якутия) и мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (СOVID-19)»

Информация по итогам претензионно-исковой работы Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства РС (Я) за 2020 г.

         В рамках представления интересов министерства в судах проводилась работа по следующим направлениям:

- Обжалование постановлений о назначении административного наказания, вынесенных сотрудниками министерства;

- Обжалование предписаний;

- Взыскание вреда, причиненного животному миру;

- Взыскание вреда, причиненного водному объекту;

- Взыскание вреда, причиненного почве;

- взыскание вреда, причиненного лесному фонду;

- Участие министерства в судебных делах в качестве 3-го лица (по иску прокурора, ФССП и пр.);

- Участие в прочих судебных делах (обязание исполнения предписания, взыскание задолженности по гос.контракту и пр.);

- участие в судебных заседания по переданным по подсудности материалам дела.

По итогам 2020 года структурными и территориальными подразделениями министерства ведется претензионно-исковая работа по 249 делам, из них:

- 90 дело по обжалованию постановлений гос.инспекторов, из них: 58 решений в пользу, 29 решений не в пользу, 3 дел в работе;

- 15 дел по переданным материалам дела, из них: 2 дело в пользу, 11 решений не в пользу, 2 дело в работе;

- 8 дел по обжалованию предписаний, из них: 4 решения в пользу, 3 решения не в пользу, 1 дело в работе;

- 11 дел по взысканию вреда, причиненного животному миру, из них: 6 дел в пользу, 5 дел в работе;

- 4 дела по взысканию вреда, причиненного водному объекту, из них: 3 решения в пользу, 1 дела в работе;

- 9 дел по взысканию вреда, причиненного почве, из них: 7 решений в пользу, 2 дела в работе;

- 22 дела по взысканию вреда, причиненного лесному фонду, из них: 20 решений в пользу, 1 решение не в пользу, 1 дело в работе;

- 20 дел в качестве 3-го лица, из них: 13 решений в пользу, 4 решения не в пользу, 3 дела находятся в работе;

- 72 дела по прочим делам, из них: 40 решений в пользу, 11 решений не в пользу, 15 дел находятся в работе, по 6 делам производство прекращено.

Из 249 дел общее количество решений, принятых в пользу составляет 152 (61,04%), решений не в пользу – 59 (23,69%), в работе находится 32 дел (12,86%), по 6 делам производство прекращено (2,41%).

5 Марта 2021, Пятница
В канун 8 марта в Нерюнгринской районной администрации прошла V отчетно-выборная конференция Совета женщин
5 Марта 2021, Пятница
Роман Щетников одержал очередные убедительные победы и «принес» весомые медали в копилку района
5 Марта 2021, Пятница
По итогам работы за 2020 года названы имена лауреатов Нерюнгринского района, достигших наивысших результатов в профессиональной и общественной деятельности